?

Log in

No account? Create an account
Savechenkov
Записки юного колорада. 3. Места недальние. 
13th-May-2016 09:21 pm
Ко времени отправления я уже немного представлял, куда еду. Боулдер, он же Булыжник - небольшой, но престижный и недешёвый пригород Денвера, мегаполиса на границе Степи и Скалистых гор. Боулдер же с главным университетом штата вообще лежит у самых гор.



Горы в принципе относятся к Кордильерам, молодые и красивые. Даже странно, что землетрясения тут бывают редко. Вообще, конечно, граница с Тихоокеанской плитой, от которой идёт вся тряска, она дальше на западе. Удивительно ещё то, что степь кончается без предупреждения, и сразу начинаются горы, первая гряда до километра высотой (это плюс к 1600 м над уровнем моря для равнины у подножий).



Просматривая маршруты автобусов из аэропорта, обратил внимание на то, что почти вся северо-восточная часть Денвера (эдак с четверть города), мимо которой ехать, закрашена зелёным и носит интригующее обозначение Rocky Mountains National Arsenal Wildlife Refuge.
Т.е. Заповедник национального арсенала "Скалистые горы". На гуглокарте он выглядит вот так, огромная пустошь на краю мегаполиса, для наглядности обвёл красным. Слева-внизу центр Денвера, справа - аэропорт.



Очень неестественно выглядит. Ну, бывает, знамо дело. Вот под Чикаго (Ю-З, 65 км от центра) есть типа заповедник степных трав, Midewin National Tallgrass Prarie. Он там не просто так появился, на его месте был мегазавод по производству взрывчатки и боеприпасов.
Это в 1940-м внезапно оказалось, что на дворе мировая война, а промышленность под неё не заточена. Под заверения о невмешательстве срочно выкупили у местных фермеров 160 кв км земли, и в июле 41-го завод начал выдавать продукцию. В общем, за ВМВ там наварили более 450 тыщ тонн тола, ну и количество изделий ака мины, снаряды и т.д. было соответствующим. После ВМВ производство закрыли и открывали лишь по большим праздникам: Корея, Вьетнам и немножко на приступ рейганомики в 80-х. После чего закрыли окончательно.

Надо понимать, землю подзагадили, растить еду на ней стало уже нельзя. Нитросоединения всё-таки. Да и мало ли чего там в земле лежит. От греха подальше сделали заповедником. Ну а за речкой там ещё и атомную станцию поставили, чего добру пропадать. И ещё одну рядом (~35 км), тоже со своим заповедником.

[LaSalle plant]

---

В общем, поразительные вещи иногда открываются если внимательно читать обычную Википедию. Ну и гуглмэпс, конечно.


С Денвером оказалось, что история очень похожая, только мегазавод (открытие в 42-м) на С-В города производил химическое и зажигательное оружие: белый фосфор, напалм, иприт, люизит, хлор, зарин. Фото из Педивикии.



Плюс немножко баловались с производством грибка зерновых: Puccinia graminis. И ракетного топлива. Это только то, что Педивикия упоминает. На тех же мощностЯх периодически выпускали пестициды, что понятно. Там ж разница только против кого направлено.
UPD 04/2017:
The U.S government acquired the Arsenal land in 1942 to manufacture chemical warfare agents, including mustard gas and incendiary munitions, for use in World War II. Following the war and through the early 1980s, the facilities continued to be used by the Army. From 1950 to 1952, the Army constructed the North Plants complex to manufacture the nerve agents VX and GB, (also called sarin). Rocket fuel was blended on-site for the Titan and Delta missile operations.
https://www.colorado.gov/pacific/cdphe/rocky-mountain-arsenal

Химические отходы попробовали закачивать в трёхкилометровую скважину, но после того как случилось от этого несколько землетрясений ("Но как, Холмс?" 0_0) - перестали.
Короче, землю подзагадили (однозначно), самую грязь как-то почистили, что-то вывезли, что-то свалили в кучу и присыпали глиной. И решили сделать заповедник дикой природы. Оленям ведь без разницы, и если что, в суд подавать они не будут. Сделали.
Обратно Педивикия.



---
В общем, бывший завод по производству химического оружия в городе. Что может быть прекрасней? А... вот может, может. Порылся в памяти, погуглил: да, однозначно может.
Гугель выдал название: Rocky Flats plant. Завод Роки Флэтс. Завод по производству ядерного оружия.

Ооо!.. Роки Флэтс - это песня. Это - для отдельного рассказа.


Comments 
14th-May-2016 10:22 pm (UTC)
Химическое оружие даже интереснее, чем ядерное. Ядерное США еще продолжает производить, а с химическим, как я понял, пока завязали. Ну, и вообще мы все же химики-органики, а не радиохимики :)
15th-May-2016 12:09 am (UTC)
"Будете у нас на Колыме - милости просим" (с)

Я так полагаю, спецы ещё остались, рынок небольшой, но стабильный. Теоретически можешь трудоустроиться ;)

Химоружие вроде как не производят, тому що воно против подготовленного противника не даёт каких-то радикальных преимуществ над обычными вооружениями. Ну плюс всякие там договоры. Соответственно, Штатам оно ни к чему, больше мороки и побочных эффектов.
Будущее за биотехнологиями! ;)

Видно ветряки на горизонте под светофором? Это строго на юг миль 10. От них на Ю-В килОметр - и уже начинается бывшая промзона Роки Флэтс.


PS: вообще в поцтах фотки нормальные, за экран не вылезают? А то засовываю как придётся, на компе офиса нема.
15th-May-2016 12:49 am (UTC)
У меня фотки нормально отображаются, никуда не вылезают. Но я с большого монитора жж читаю.
15th-May-2016 12:56 am (UTC)
Добре.
С ядерной химией там ещё такой прикол что с U и Pu постоянно надо думать об изотопном составе. Дополнительное измерение, да :)
Плюс для ЯО фазовые переходы, метастабильность фаз и пирофорность всех опилок. Это не говоря уже о летальной дозе в микрограмм.
Челлендж, в общем :)
This page was loaded Oct 15th 2018, 11:47 pm GMT.